ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 2 (248) 2012 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

КАФЕДРЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТЕПЛОВЫХ УСТАНОВОК ВИТИ — 70 ЛЕТ

УДК 621.43
Смирнов А.В.

«Энергетическая эффективность теплосиловых и теплогенерирующих установок». Юбилейная научно-техническая конференция, посвященная 70-летию кафедры // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 3–5.
Ключевые слова: двигатели, тепловые установки, формирование научных школ, юбилейная научная конференция.
Представлен исторический очерк о создании кафедры двигателей и тепловых установок Военного инженерно-технического института (ВИТИ), становлении и развитии ее научных школ и основных результатах научной и преподавательской деятельности.
Табл. -, Ил. 5, Библ. - назв.

Содержание

УДК 621.43
Кривов В.Г., Сайданов В.О., Дружинин П.В., Прутчиков И.О.

Автономные энергоэффективные установки на базе ДВС. Научные разработки и практический опыт использования // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 6–9.
Ключевые слова: ДВС, автономные источники энергии, энергоэффективность, анаэробные установки, когенерация.
Подготовлен обзор основных направлений деятельности научной школы развития автономных источников энергии кафедры двигателей и тепловых установок ВИТИ за последние 10 лет. Приведены примеры практического использования научных разработок кафедры в различных отраслях военной энергетики.
Табл. -, Ил. 4, Библ. 5 назв.

Содержание

РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.43
Байбурин Ф.З., Дергачев А.В., Кляцкий Д.А., Бурова Е.Ю.

Математическая модель двигателя с регистровым наддувом // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 10–12.
Ключевые слова: дизельные двигатели, регистровый наддув, математическая модель, оптимизация характеристик наддува.
Разработана математическая модель расчета эксплуатационных характеристик двигателя с регистровым наддувом, базирующаяся на системе нелинейных уравнений. Модель позволяет проводить расчетные исследования по оптимизации процессов отключения–подключения турбокомпрессоров в пределах эксплуатационной характеристики двигателя. Расхождение между результатами расчета и экспериментальными данными не превышает 3 %.
Табл. -, Ил. 3, Библ. 11 назв.

Содержание

УДК 621.892:621.436
Цветков Ю.Н., Сабуров С.А., Татулян А.А.

Влияние дисульфида молибдена в твердом смазочном покрытии, нанесенном на юбки поршней, на эффективные показатели дизеля // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 13–18.
Ключевые слова: двигатели, твёрдое смазочное покрытие поршня, дисульфид молибдена, индикаторный КПД, механический КПД, удельный эффективный расход топлива.
Проведен сравнительный анализ характеристик работы дизеля при нанесении на юбки поршней твердого смазочного покрытия, из полимерного связующего с добавкой дисульфида молибдена (MoS2). Показана возможность улучшения эффективных показателей двигателя за счет каталитического действия покрытия с MoS2 на процесс горения топлива.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 11 назв.

Содержание

УДК 621.43.038.12
Еникеев Р.Д., Домбровский О.П., Резванов Д.Р.

Двухтактный бензиновый двигатель с регулированием мощности методом изменения состава смеси // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 19–24.
Ключевые слова: двухтактный бензиновый двигатель, непосредственный впрыск топлива, переменный состав смеси, система регулирования.
Приведены результаты экспериментальных исследований рабочего процесса бензинового двухтактного двигателя с непосредственным впрыском топлива и регулированием частоты вращения и мощности методом качественного изменения состава смеси. Предложенная система регулирования позволяет повысить эффективную мощность и топливную экономичность на 10–20 % при одновременном снижении выбросов продуктов неполного сгорания топлива в 2–7 раз.
Табл. -, Ил. 13, Библ. 3 назв.

Содержание

УДК 621.444.2
Акчурин Х.И., Химич В.Л., Миронычев М.А.

Повышение термического КПД рабочего цикла ДВС c изохорным подводом теплоты // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 25–29.
Ключевые слова: бензиновые двигатели, впрыск воды, изохорный подвод тепла, повышение эффективного КПД.
Предложена гипотеза о механизме повышения КПД бензиновых двигателей с изохорным подводом теплоты за счет распыливания воды во впускном воздухе. Показана возможность увеличения работы расширения за счет фазового перехода воды в парообразное состояние и интенсификации горения топлива в стадии догорания. Определено оптимальное количество воды для повышения эффективного КПД за счет увеличения степени сжатия до 14 и коэффициента избытка воздуха до 1,15.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 12 назв.

Содержание

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

УДК 621.43.001.4:681.518.3
Добролюбов И.П., Савченко О.Ф.

Выбор совокупности косвенных диагностических параметров для измерительной экспертной системы ДВС // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 30–33.
Ключевые слова: ДВС, метод диагностирования, косвенные диагностические параметры, алгоритм контроля.
Предложен метод диагностирования ДВС по совокупности косвенных диагностических параметров. Рассмотрен оптимальный алгоритм последовательности контроля работоспособности ДВС, базирующийся на функциональной диагностической модели. Алгоритм легко программируется и позволяет повысить достоверность определения технического состояния ДВС и его составных элементов.
Табл. -, Ил. 2, Библ. 7 назв.

Содержание

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

УДК 621.785
Андреев В.В.

Современные материалы и эффективные технологии изготовления базовых деталей мощных дизельных двигателей // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 34–38.
Ключевые слова: дизельный двигатель, базовые детали, высокопрочный чугун с вермикулярным графитом, прочностные и эксплуатационные свойства.
Рассмотрены прочностные и основные эксплуатационные характеристики высокопрочного чугуна с вермикулярным графитом и эффективные технологии литья базовых деталей мощных дизельных двигателей. Показаны перспективы производства дизельных двигателей с использованием современных материалов и инновационных технологий.
Табл. 3, Ил. 3, Библ. 2 назв.

Содержание

НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

УДК 621.436
Мельник Г.В.

Тенденции развития двигателестроения за рубежом. По материалам конгресса CIMAC 2010 // Двигателестроение. — 2012. — № 2. — С. 39–53.
Ключевые слова: дизельные двигатели, выбросы вредных веществ с отработавшими газами, внутрицилиндровые методы подавления, очистка газов.
Обзор докладов, представленных на последнем международном конгрессе CIMAK показал, что к безусловным приоритетам современного двигателестроения относятся вопросы экологии. В обзоре рассматривается опыт снижения вредных выбросов дизелей до уровня перспективных международных стандартов германских фирм «MAN Diesel & Turbo», «MTU Friedrichshafen» и «Caterpillar Motoren GMBh».
Табл. 1, Ил. 32, Библ. 2 назв.

Содержание

18–21 сентября 2012 г. в Санкт-Петербурге в здании Академии наук в рамках деловой программы 12-го Петербургского международного энергетического форума будет проходить VII Международная научно-практическая конференция
«НОВЫЕ ГОРЮЧИЕ И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ С ПРИСАДКАМИ»

На конференции будут обсуждены практические вопросы производства новых и альтернативных топлив и смазочных материалов, совершенствования их путем введения присадок и добавок, в том числе из возобновляемого сырья, технологии регенерации отработанных смазочных материалов, производства и применения присадок и их влияния на экологию ГСМ и состав отработавших газов энергетических установок внутреннего и внешнего сгорания, а также улучшения экологического состояния мегаполисов, в том числе и Санкт-Петербурга.
Организаторы конференции
Санкт-Петербургский Научный Центр РАН; Северо-Западное отделение Научного Совета РАН по горению и взрыву; ПО «Киришинефтеоргсинтез»; ВНИИ НП; Совет главных механиков предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков; РНЦ «Прикладная химия»; НАМИ-ХИМ; НАТИ; ВНИИНефтехим; журнал «Двигателестроение», СПбГАУ; Международная Академия Прикладных Исследований.
На конференции будут работать четыре секции
Производство и применение современных топлив.
Производство и применение современных смазочных материалов.
Производство и применение присадок, улучшающих эксплуатационные характеристики горючих и смазочных материалов.
Экологические проблемы применения ГСМ при эксплуатации энергетических установок.
Информация и приглашение на сайте WWW.APRIS.RU

Используются технологии uCoz