ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 3 (237) 2009 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

ВИТУ — 70 ЛЕТ

УДК 378
Лудченко Н.И.

С юбилеем, родной университет! // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 3–7.
В июне 2009 г. исполнилось 70 лет Военному инженерно-техническому университету (ФГОУ ВПО ВИТУ) — ведущему высшему учебному заведению страны в области подготовки специалистов для строительства и инженерно-технического обеспечения функционирования объектов военной инфраструктуры. В университете сформировались и развиваются авторитетные научные школы по различным направлениям технических и инженерно-строительных наук.
Табл. -, Ил. 10, Библ. - назв.

Содержание

УДК 621.43
Кривов В.Г., Терехин А.Н.

Военные энергетики на благо родины // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 8–12.
Автономная военная энергетика как основа функционирования объектов военной инфраструктуры и военной техники в конечном итоге определяет технический уровень и живучесть этих объектов. Кафедра ДЭУ ВИТУ, располагающая уникальной научно-исследовательской базой и развитой научной школой успешно решает научно-технические проблемы по развитию двигателей и альтернативных источников энергии для различных потребителей.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 5 назв.

Содержание

РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.431
Шароглазов Б.А., Закомолдин И.И.

Численная оценка температур деталей цилиндропоршневой группы двигателей воздушного охлаждения // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 13–18.
На основе статистического анализа теплового состояния двигателей предложены зависимости для оценки температур деталей цилиндропоршневой группы на стадии проектирования. Предложенные зависимости могут быть использованы для расчета систем воздушного и водяного охлаждения.
Табл. 3, Ил. 2, Библ. 16 назв.

Содержание

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

УДК 621.431.72
Коньков А.Ю., Лашко В.А.

Диагностирование технического состояния тепловозного дизеля по индикаторной диаграмме на основе теории идентификации // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 19–23.
Рассмотрены принципы количественной оценки параметров технического состояния дизеля по индикаторной диаграмме на основе теории идентификации. Представлены результаты практической реализации метода, выполненные для тепловозного двигателя 16ЧН26/26.
Табл.1, Ил. 2, Библ. 5 назв.

Содержание

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

УДК 504.3.054
Волкодаева М.В., Хватов В.Ф., Федцов Д.В., Исмаилов Э.Н.

Положительные факторы ввода в действие специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники…» // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 24–28.
Приведены данные о количестве автотранспорта и выбросах в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ в РФ. Показано, что в 2006 г., несмотря на рост автомобильного парка и объемов грузоперевозок, впервые за последние 15 лет наблюдалось абсолютное снижение массы выбросов загрязняющих веществ на 1,7 %. Это стало следствием обновления и улучшения «экологической» структуры автомобильного парка и вводом в действие специального технического регламента.
Табл. 3, Ил. 5, Библ. 6 назв.

Содержание

ТОПЛИВО. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

УДК 621.89.012.7
Шабанов А.Ю., Зайцев А.Б., Кудинов И.С.

Влияние высокотемпературной вязкости моторных масел на суммарную мощность трения в высокооборотных двигателях // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 29–31.
Проведен анализ влияния высокотемпературной вязкости моторного масла на суммарную мощность трения в быстроходном бензиновом двигателе. Показано, что при выборе оптимального сорта моторного масла следует учитывать в дополнении к классификации по SAE и API его вязкостно-температурную характеристику при рабочих температурах масла в сопряжении поршневое кольцо-гильза цилиндра.
Табл. 1, Ил. 1, Библ. - назв.

Содержание

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.436-44.662.76
Патрахальцев Н.Н., Соболев И.А., Казаков С.А.

Совершенствование пусковых и динамических характеристик дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 32–36.
Представлены результаты исследования по улучшению пусковых и динамических качеств «холодного» дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха. Для повышения эффективности пуска предложено впрыскивать в цилиндр легковоспламеняющуюся жидкость в смеси с дизельным топливом, а также оптимизировать время прогрева двигателя за счет отключения части цилиндров. Предложен способ управления режимами пуска и разгона по сигналам углового положения момента начала воспламенения.
Табл. 1, Ил. 8, Библ. 8 назв.

Содержание

УДК 621.436
Ложкин В. Н., Богуцкий С. Ю.

Применение тепловых аккумуляторов фазового перехода как средства повышения технико-экологических показателей двигателей пожарных автомобилей // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 37–40.
Приводятся результаты испытания системы предпускового подогрева двигателя ЗМС 4063.10 автомобиля АСМ-41-02-2М2 с использованием теплового аккумулятора фазового перехода (ТАФП). Показана эффективность ТАФП для решения проблемы пуска и прогрева двигателя пожарного автомобиля в зимних условиях. Основными достоинствами разработанной системы являются ее эффективность, пожаробезопасность, простота в эксплуатации и отсутствие дополнительных затрат на энергоносители.
Табл. 2, Ил. 4, Библ. 1 назв.

Содержание

ИСТОРИЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

УДК 621.41
Бреусов В.П., Куколев М.И., Яковлева С.Н., Абакшин А.Ю.

Двигатели с внешним подводом теплоты // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 41–44.
История развития поршневых тепловых двигателей незаслуженно мало внимания уделяет двигателям с внешнем подводом теплоты, работающих по регенеративному замкнутому циклу. Двигатель Стирлинга, изобретенный в начале XIX в., наиболее полно демонстрирует уникальные особенности и свойства, такие как: многотопливность, высокий эффективный КПД, экологическая безопасность, низкий уровень шума, способность работать без массообмена с атмосферой, под водой, в космосе и т. д. В настоящее время двигатели Стирлинга получают все более широкое распространение в автономной экологически безопасной энергетике.
Табл. -, Ил. 2, Библ. - назв.

Содержание

НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ


Мельник Г.В.

Гибридный привод и нетрадиционные источники энергии // Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 45–52.
Повышение экологических показателей силовых установок обеспечивается применением гибридного привода (ГП). ГП обеспечивает работу двигателя в области наибольшего КПД и возможность его отключения в случаях, когда возможен переход на работу от аккумуляторов электроэнергии. Это позволяет в пределах экономической целесообразности использовать энергию двигателя и возобновляемых источников энергии, в том числе, солнечной. Рассмотрены различные варианты применения гибридного привода на транспортных средствах в том числе установки, использующие энергию нетрадиционных источников — солнца и чистого водорода.
• Новая гибридная судовая трансмиссия
• Судовая силовая установка комбинированного типа с низким уровнем вредных выбросов
• Сравнительные испытания гибридных трансмиссий
• Водородный двигатель внутреннего сгорания
• Автобус на солнечной энергии

Содержание



Используются технологии uCoz