В феврале 2007 г. исполнилось 75 лет ОАО «Звезда». Это — одно из ведущих предприятий двигателестроения России. Продукция завода, первоначально ориентированная на нужды ВМФ и обороны страны, сегодня нашла потребителей на предприятиях железнодорожного транспорта, скоростного пассажирского флота, магистрального трубопроводного транспорта, нефте-газовых месторождений, жилищно-коммунальных объектов. За прошедший период выпущено свыше 10 000 судовых дизельных двигателей и дизель-генераторов для более чем 3000 кораблей и катеров Военно-Морского флота и водного транспорта. С момента начала выпуска первых дизелей для нужд ОАО РЖД (Министерства путей сообщения) поставлено более 8500 дизельных двигателей и установок, которые обеспечивают пригородные пассажирские перевозки в дизель-поездах, автомотрисах и рельсовых автобусах, а также работу путевых машин различного назначения. Достижения коллектива завода «Звезда» в укреплении обороноспособности страны, в выполнении важнейших правительственных программ отмечены высокими государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени и орденом Октябрьской Революции.Табл. -, Ил. 6, Библ. - назв.
Традиционными видами продукции ОАО «Звезда» являются мощные высокооборотные судовые дизели, двигатели для железнодорожного транспорта, промышленные дизель-генераторы и электростанции, судовые редукторные передачи. Перспективы развития дизельной продукции специалисты предприятия видят во внедрении электронных микропроцессорных систем управления работой дизеля, автоматизации и безразборной диагностики, создании комплексных силовых установок, позволяющих существенно упростить проектирование и изготовление конечных объектов применения (суда, дизель-поезда, электростанции). Развитие производства судовых редукторных передач автономного типа в диапазоне передаваемых мощностей от 500 до 8800 кВт позволит расширить круг потребителей продукции предприятия и существенно укрепить свои позиции в развивающемся секторе рынка продукции для нужд судостроения и обороны страны.Табл. -, Ил. 3, Библ. - назв.
Вибрационные характеристики втулки цилиндра могут быть получены на имитационной модели. Механическая система представлена в виде соединения отдельных элементов, имитирующих различные свойства элементов втулки. Определение частоты свободных колебаний выполнено на построенной модели электрической цепи. Адекватность модели проверена в ходе экспериментальных исследований по определению параметров вибрации втулки дизеля типа Ч8,5/11.Табл. 1, Ил. 4, Библ. 4 назв.
Рассматриваются проблемы разработки базы знаний ДВС для проектирования систем газообмена и двигателя в целом. Обоснованы принципы построения базы знаний и взаимодействие ее основных компонентов. Дана классификация тепловых двигателей в контексте определения границ предметной области базы знаний. Разработана структура банка данных ДВС и представлены требования к остальным компонентам — системе имитационного моделирования и информационно-измерительной системе.Табл. -, Ил. 3 Библ. 4 назв.
Анализ тенденций развития автомобильных двигателей внутреннего сгорания за период 1996–2005 гг. показывает, что применение дизелей в мире возрастает и уже достигло 22%. Компоновочные схемы двигателей предпочтительно рядные и V-образные. Доминирующее положение занимают системы распределенного впрыскивания топлива. Пока небольшую долю, но возросшую за последние годы более чем в 30 раз, составляют системы непосредственного впрыскивания топлива с электронным управлением. Современные схемы смесеобразования предусматривают использование неразделенных камер сгорания с 4-клапанными головками. Применение турбонаддува на автомобильных дизелях выросло до 90% всего парка, в то время как парк бензиновых дизелей с наддувом не превышает 10%.Табл. -, Ил. 10, Библ. 7 назв.
Рост мощности и повышение эффективных параметров газотурбинных установок (ГТУ) требует совершенствования входящих в их состав элементов, одним из которых является центробежный компрессор. Возникающая при проектировании компрессорной ступени задача оптимизации ее прочностных и вибрационных характеристик решается с использованием методов трехмерного компьютерного моделирования. Возможности указанного подхода рассмотрены ниже на примере работы, выполненной для ООО «Научно-инженерный центр ІКерамические Тепловые двигатели им. А.М. БойкоІ», при проектировании компрессорных ступеней со степенью повышения давления 3,5 высокотемпературной ГТУ мощностью 2,5 МВт.Табл. -, Ил. 8, Библ. 2 назв.
Обозначены перспективы развития децентрализованной системы энергоснабжения с использованием в качестве источников энергии генераторов с газопоршневыми и газотурбинными двигателями в составе когенерационных установок (ДВС с системой утилизации отводимой теплоты отработавших газов и охлаждающих жидкостей).Табл. 1, Ил. -, Библ. 7 назв.
Возможность создания условий избирательного переноса при трении деталей цилиндропоршневой группы двигателей транспортных машин достигается установкой на поршень латунных колец, заменяя одно из серийных чугунных уплотнительных колец. Приведены результаты эксплуатационных испытаний двигателя с латунными кольцами, в процессе которых измеряли давление сжатия в цилиндрах и контролировали скорость изнашивания деталей по данным рентгеноспектрального флуоресцентного анализа проб моторного масла. Износ колец определяли взвешиванием в конце испытаний.Табл. 5, Ил. 1, Библ. 3 назв.
Разработаны эталонные и текущие математические модели основных характеристик элементов судового пропульсивного комплекса для выбора оптимального режима совместной работы его элементов. Построены модели в усовершенствованной двойной диаграмме с математическими связями между легко контролируемыми параметрами в эксплуатационных условиях судна: эффективная мощность (Pe, кВт), усредненная частота вращения (n, об/мин), усредненная скорость судна (v, уз.). Текущие модели построены на основе диагностирования главного дизеля (ГД) и прогнозирования состояния шероховатости винта и корпуса, влияния осадки судна и волнения моря.Табл. -, Ил. 1, Библ. 4 назв.
Правило № 5 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78 и Директива ЕС 2005/30/WE ввели жесткие ограничения на содержание серы в топливе (не более 1,5 %, а с 2010 г. — не более 0,1 %). Использование топлив с более высоким содержанием серы допускается при наличии оборудования для очистки отработавших газов от SOx. Рассмотрены различные промышленные технологии десульфурации газов. Приводятся результаты использования на различных судах мокрых скруберов с орошением газов морской водой. На двигателях мощностью от 1200 до 5000 кВт эффективность очистки газов от SOx достигает 80 %. Технология предусматривает очистку сбросной морской воды от взвесей и нефрепродуктов.Табл. 1, Ил. 2, Библ. - назв.
Предлагается опыт применения обкаточной технологии «Автоминерал» как один из возможных технологических инструментов, позволяющих управлять процессом формирования оптимального профиля поверхностей трения при значительном ускорении и повышении качества обкатки с использованием одноименного обкаточного состава.Табл. -, Ил. 8, Библ. - назв.
УДК 621.43
Мельник Г.В.
Топливные элементы// Двигателестроение. — 2007.— № 1. — С. 50–54.
Топливные элементы (или ячейки) представляют одно из наиболее перспективных направлений альтернативной энергетики. Являясь электрохимическими устройствами, они имеют по сравнению с тепловыми машинами существенные резервы по повышению КПД. Соответственно, они могут иметь очень высокий коэффициент преобразования химической энергии в электрическую. В качестве других преимуществ топливных элементов называют:
— практически полное отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
— низкий уровень шума;
— возможность масштабирования, т. е. наращивания агрегатной мощности путем добавления любого количества новых модулей;
— удобство использования в системах когенерации;
— возможность утилизации низкокалорийных топлив, являющихся побочными продуктами других технологий или естественных процессов (например, биогаз).
• Топливные элементы с протонообменными мембранами.
• Расплавкарбонатные топливные элементы.
• Фосфорнокислые топливные элементы.
• Твердооксидные топливные элементы.
• Щелочные топливные элементы.
• Прямые метанольные топливные элементы.
• Регенеративные топливные элементы.
• Воздушноцинковые топливные элементы.
• Протонные керамические топливные элементы.
• Установки с топливными элементами.